Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО - НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 5
1.1. Общая характеристика и направления развития живописи второй половины XIX века 5
1.2. Степень изученности проблем живописи второй половины XIX века в отечественном искусствознании 9
Выводы по главе I 12
ГЛАВА II. КАРТИНЫ А. К. САВРАСОВА "ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ" (1871) И И. И. ЛЕВИТАНА "МАРТ" (1895) 14
2.1. А. К. Саврасов " Грачи прилетели" 14
2. 2. Картина И. И. Левитана " Март" 18
Выводы по главе II 22
Заключение 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ -ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пейзажная живопись всегда была и продолжает оставаться одним из самых любимых любимых жанров живописи. Русская пейзажная живопись — это визуально ощутимое воплощение в материальной форме острое ощущение красоты окружающей природы. И художник, и зритель находят в ней созвучные собственным чувствам мотивы. Именно это состояние привлекает в природе художников и благодаря тем же самым чувствам пейзажная живопись находит путь к сердцу зрителя.
Пейзажная живопись, как самостоятельный жанр, сформировалась в России к концу XVIII века. Её развитие совпало с распространением в стране идей эстетики сентиментализма и романтизма, характерной особенностью которых стал культ "естественной природы,"который выразился в строительстве пейзажных парков, своим видом напоминавших оазисы естественной природы. Увлечение миром безыскусной природы способствовало проявлению в человеке его лучших качеств — чувствительности души, способности к сопереживанию , отзывчивости и умению в простом видеть великое— постепенно из привилегии исключительно для поэтов перешло к художникам, которые также не прочь были воссоздавать в своих полотнах не только реальные объекты, но и идеальные представления о них. Пейзажная живопись этого периода буквально излучает покой, гармонию сельской природы во всей её естественности, простоте и очаровании. Со временем, к этому романтическому восприятию природы прибавилось критической отношение, свойственное такому направлению русской живописи, как критический реализм. Скептическое отношение к окружающей действительности отражалось и на восприятии художниками природы. Все чаще пейзажные мотивы отражали не только красоту пейзажа, увиденное становилось поводом для более глубокого художественного высказывая, за которым прочитываются мысли художника об окружающей жизни и о себе.
Именно поэтому за сравнением двух картин, принадлежащих кисти выдающихся художников-пейзажистов XIX столетия — А.К.Саврасова и его ученика — И.И.Левитана стоят не только различия в живописной манере, каждая из этих двух картин представляет собой портрет эпохи, показанный через призму авторского взгляда. Внимательное изучение картин позволяет увидеть скрытые в них те противоречия, которые отличают между собой эпохи 70- х и 90-х годов XIX столетия.
Объект исследования — картина А.К.Саврасова "Грачи прилетели" и картина И. И. Левитана "Март".
Предмет исследования — художественные особенности, отличающие одну картину от другой.
Цель исследования — сравнить пейзажи обоих художников
Задача исследования — выявить общие черты и различия обеих картин
Метод исследования — анализ, сравнение, дедукция и индукция
Актуальность выбранной тематики связана с постоянно растущим интересом к различным проявлениям реализма в истории отечественной художественной культуры. Интерес к теме исследования связан с рассмотрением творческое наследие обоих авторов в контексте общего направления развития живописи второй половины XIX века. В связи с этим есть основания более пристально приглядеться к проявлению реализма в русской художественной культуре.
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при подготовке соответствующих курсов по истории русской живописи.
Работа состоит из вводной части и двух глав, посвященных теоретическим основам изучения пейзажной живописи и анализу обеих работ, и заключения.
Также предоставлен список литературы и Интернет источников.
ГЛАВА I. ИСТОРИКО - НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
1.1. Общая характеристика и направления развития живописи второй половины XIX века
XIX век справедливо называют "золотым веком русской культуры". Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурном отношении она шла не только вровень, но часто и опережала. Развитие русской культуры происходило на фоне все возрастающего самосознания народа и в связи с этим имело выраженный национальный характер. Отечественная война 1812 года и восстание декабристов вызвало мощный подъем общественной и философской мысли, оба этих события и первого " Философического письма" П. Чаадаева повлияли на дальнейший путь развития всей русской культуры. Размышления о том, какой путь развития выберет Россия, как будет развиваться её культура поделило общество на два лагеря — западников
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ -ИСТОЧНИКОВ
1. А. Бенуа История русский живописи въ XIX веке, СПб, Изд. товарищества "Знанiе"., 1902 с. 285
2. Добровольский О.А. Саврасов. М.: Молодая гвардия, (ЖЗЛ) 1983, 271 с.
3. Левитан И. И. Письма. Документы. Воспоминания. (Под общ. ред. А. Федорова - Давыдова.) - М.: 1956
4. Мальцев Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. - Л.: Художник РСФСР, 1989- , 192 с.
5. Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. СПб., 1992;
6. Турков А.М. Левитан. М., 1974.
7. Федоров - Давыдов А. А. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 - 1889): жизнь и творчество., М.: Изд. Акад. Художеств, 1950. 77 с.
8. Федоров - Давыдов А. А. И. И. Левитан - М.: 1960
9. Н. В. Синявина, Е. В. Махович Модификация реалистического идеала в художественной культуре россии 1860 - 1930-х годов [электронный ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n/modifikatsiya-realisticheskogo-ideala-v-hudozhestvennoy-kulture-rossii-1860-1930-h-godov (дата обращения 20.03.2023)